"Финансы и кредит" и "Финансовый менеджмент" сокр обучение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хороший форум.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://www.ubs-abroad.com/index.html

много что интересного  вот

0

2

я чет на форуме дофа ничего невижу((  где там эти вопросы от препода, ток его презинтации

0

3

Там все есть.

http://forum.dofa.ru/viewtopic.php?t=2442

Первый пост — экзаменационные вопросы, во втором посте по ссылке есть учебное пособие фин академии в электронном виде, оно же есть на сервере инет обучения, но естественно он-лайн. Тест довольно сложный, но использую уч. пособие можно успешно сдать.

0

4

Вот скачала вопросы, но не уверенна , что это правильно

0

5

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ ПОЛИТОЛОГИИ

№ п/п Тема № Вопрос
1 1 Предмет политологии. Охарактеризуйте содержание изучаемых ею основ-ных закономерностей развития политической сферы общества
2 1 Дайте определение понятия “политическая сфера общества, функциони-рующая как система”. Каковы ее отличительные характеристики?
3 1 Роль политической системы в функционировании и развитии общества. Ос-новные функции политической системы.
4 1 Структура политической системы общества и ее основные подсистемы.
5 1 Понятие “политика”. Кто является субъектом политики? Аргументируйте свой ответ.
6 1 Соотношение понятий “политика” и “политическая система общества”.
7 2 Дайте общую характеристику категориального аппарата политологии, его структуры (групп используемых понятий). Какие понятия политологии можно отнести к разряду ее основных категорий? Аргументируйте свой от-вет.
8 2 Дайте общую характеристику системы методов исследования, используе-мых в политологии.
9 2 Дайте развернутый ответ на вопрос, в чем состоит принципиальное разли-чие между подходами классического детерминизма и синергетики в трак-товке случайных событий в общественной и политической жизни.
10 4 Понятие “власть”, причины и условия ее происхождения. Укажите отличи-тельные признаки политической власти.
11 4 Понятие “политическая власть”, ее основания, их типология и характери-стики.
12 4 Понятия: “легитимность политической власти”, “легальность политической власти”, “легитимация”. Каково соотношение этих понятий? Приведите конкретные примеры мероприятий по легитимации политической власти.
13 4 Структура политической власти. Определение и характерные черты ее ос-новных структурных компонентов.
14 4 Понятие “ресурсы политической власти”. Раскройте содержание основных видов ресурсов политической власти.
15 5 Понятие “политическое лидерство”. В чем состоят главные отличия полити-ческого лидерства от других его форм? Факторы, определяющие характер политического лидерства.
16 5 Понятие “политический лидер”. Что отличает политического лидера от ли-деров в других областях общественной жизни?
17 5 Какими качествами должен обладать политический лидер?
18 5 Основные функции политических лидеров. Какие факторы оказывают воз-действие на выполнение этих функций?
19 6 Понятие “властвующая элита”, ее сущность, структура, характерные черты.
20 6 Содержание и соотношение понятий “властвующая элита” и “политическая элита”. Роль политической элиты в политической системе общества.
21 6 Понятие “политическая элита”, ее характерные черты, структура и основные функции в обществе.
22 6 Основные механизмы формирования политической элиты. На основе срав-нительного анализа покажите сильные и слабые стороны данных механиз-мов.
23 7 Дайте определения государства: как политической общности и как цен-трального политического института общества. В чем сходство и различие данных определений? Какие признаки государства в них отражены?
24 7 Существенные характеристики и функции государства.
25 7 Понятие “форма правления”. Какие основные формы правления существуют в современном мире? Назовите их признаки.
26 7 Республиканская форма правления, ее характерные признаки и современные разновидности.
27 7 Проведите классификацию форм государственного устройства на основе их национально-территориальной (административно-территориальной) органи-зации. Раскройте существенные черты соответствующих форм государств. Приведите примеры конкретных стран.
28 7 Характерные черты федеративного государства. Приведите примеры совре-менных федераций. Какие принципы федерализма закреплены в Конститу-ции РФ (1993)?
29 7 Характерные черты правового государства. Какие сложности и трудности встречаются на пути построения правового государства в современной Рос-сии?
30 8 Понятие “политический режим”, его существенные характеристики. В чем различие понятий “политический режим” и “форма правления”?
31 8 Демократический политический режим: сущность и основополагающие ха-рактеристики. Приведите примеры стран с демократическом политическим режимом.
32 8 Раскройте сущность, характерные черты и основные разновидности тотали-тарного политического режима. Приведите примеры стран с данным поли-тическим режимом.
33 8 Сущность, характерные черты и основные разновидности авторитарного политического режима. Приведите примеры стран с данным политическим режимом.
34 8 Раскройте основные причины, факторы, условия и формы перехода к демо-кратическому политическому режиму от тоталитаризма и авторитаризма. Приведите конкретные примеры.
35 9 Дайте определение понятия “гражданское общество”. Раскройте характер-ные черты гражданского общества. Почему демократия есть тот политиче-ский режим, в котором возникает гражданское общество?
36 9 Факторы и условия, определяющие процесс формирования гражданского общества.
37 9 Структура гражданского общества и выполняемые им функции. В чем со-стоит основная функция гражданского общества и как она соотносится с главными функциями государства?
38 9 Взаимодействие гражданского общества и государства. Какое влияние на характер указанного взаимодействия оказывает утвердившийся в стране по-литический режим?
39 10 Дайте определение понятия “политическая партия”. Раскройте существен-ные признаки политических партий, укажите на их отличия от групп инте-ресов, лоббистских групп, общественно-политических движений.
40 10 Основные функции политических партий. В чем проявляется положитель-ная и отрицательная роль партий в обществе?
41 10 Понятие “партийная система”. Какие характеристики лежат в основе клас-сификаций партийных систем? Охарактеризуйте основные разновидности партийных систем.
42 10 На основе сравнительного анализа раскройте положительные (сильные) и отрицательные (слабые) стороны двухпартийной и многопартийной систем с точки зрения их воздействия на функционирование и развитие политиче-ской системы и общества в целом.
43 10 Понятие “общественно-политическое движение”, его характерные черты и отличия от политических партий. Приведите примеры общественно-политических движений.
44 11 Понятия “избирательная система”. Раскройте содержание принципов (суще-ственных черт, критериев) избирательной системы, которые закреплены в законодательстве демократических государств. Приведите конкретные при-меры.
45 11 Содержание и принципы мажоритарной избирательной системы, ее разно-видности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется.
46 11 Содержание и принципы пропорциональной избирательной системы, ее ос-новные разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется.
47 11 Содержание и принципы смешанной избирательной системы, ее основные достоинства. Приведите примеры стран, в которых она используется.
48 11 Понятие предвыборной кампании, ее цели и задачи, организация, финанси-рование, основные этапы.
49 11 Раскройте взаимосвязь между избирательной системой, которая использует-ся в той или иной стране, и типом партийной системы данной страны. При-ведите конкретные примеры.
50 12 Понятие “политическая культура”, ее структурные элементы. Назовите кри-терии высокой политической культуры.
51 12 Раскройте содержание основных функций политической культуры и взаи-мосвязь между ними.
52 12 Понятие “политическая субкультура”. Раскройте содержание вопроса о ти-пологии субкультур, дайте развернутую характеристику основных полити-ческих субкультур в современном обществе.
53 13 Понятие “политическая идеология”. Раскройте существенные характеристи-ки политической идеологии, ее роль и функции в обществе. Назовите ос-новные политические идеологии современности.
54 13 Основные черты идеологии либерализма, ее идейные истоки, ключевые идеи и их эволюция. Назовите представителей классического либерализма.
55 13 Основные черты идеологии консерватизма, ее идейные истоки, ключевые идеи и их эволюция. Назовите представителей консерватизма.
56 13 Основные черты социал-демократической идеологии, ее идейные истоки, ключевые идеи и их эволюция. Назовите представителей социал-демократической идеологии.
57 14 Дайте определение понятий “процесс” и “политический процесс”. Раскройте содержание понятий “частные политические процессы” и “общий политиче-ский процесс”. Приведите конкретные примеры.
58 14 Понятие “общий политический процесс”. Раскройте основные характери-стики общего политического процесса, его формы, современные тенденции.
59 14 Проведите сравнительный анализ эволюционной и революционной форм политического процесса с точки зрения эффективности функционирования политической системы и стабильности развития общества в целом.
60 14 Понятие “политический кризис”. Раскройте его характерные черты. Каковы основные пути его преодоления?

0

6

Наверное это и есть правильные вопросы, других именно экзаменационных на форуме не выкладывали, если только кураторы ничего не перепутали.

0

7

Вот последние 10 ответов, текст взят из учебного пособия. Сами кураторы на форуме выкладывали шпаргалку, там наверное есть ответы на все вопросы, но текст некоторых ответов взят со сторонних ресурсов.

50. Политическая культура, её структура. Критерии высокой политической культу-ры.
Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, получен-ный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ори-ентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия – "политический опыт", "политическое сознание" и "политическое поведение" – составляют основные структурные элементы политической культуры. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д. Этот опыт в большей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируются политическое сознание людей, социальная память общества, утвер-ждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они фор-мируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчи-вых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политиче-ских традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходи-мое явление политической жизни, направленное на достижение всеобщего блага. Типичным примером в этом отношении является Великобритания. Приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества.
На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе кото-рых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в ней.
Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражаю-щееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведе-ние людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.
Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивная активность и рациональность.
Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение людей несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, поскольку основой и условием прогрессивного развития является именно высокая политическая культура личности.
51. Функции политической культуры и их взаимосвязь
Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются следующие.
Познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.
Интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политиче-ская культура формирует таким образом стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления.
Коммуникативная функция политической культуры позволяет установить связь между участниками поли-тического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствии с иерархией политической си-стемы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт.
С коммуникативной функцией политической культуры тесно связана функция обеспечения социального прогресса. Это означает, что политическая культура создает условия для эффективного развития полити-ческой системы и общества в целом.
Нормативно-регулятивная функция заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества.
Воспитательная функция (функция политической социализации) дает возможность сформировать лич-ность, гражданина.
Данные функции политической культуры показывают, что применительно к политической системе обще-ства политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.
52. Политическая субкультура, типология. Характ-ка основных полит субк-ур в со-временном обществе.
Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различ-ных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры – субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, религиозные и возрастные.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на уровень жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их полити-ко-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консер-вативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. В некоторых промышленных регионах (на Урале, например) население предпочитает высокоактивные формы участия – демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России – Центральное Черноземье.
Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социаль-ных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, кон-троль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Другими слова-ми, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя. Отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т.д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.
Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.
Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической ре-альности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отя-гощенной практикой старого политического режима. Однако возрастные отличия оказывают относитель-но меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

53. Политическая идеология. Характеристики, роль и функции в обществе.
Идеология представляет собой одну из форм общественного сознания наряду с искусством, наукой, рели-гией и др. Это система взглядов, идей относительно общественного развития, разделяемая теми или ины-ми индивидами, социальными группами, народом.
Политическая идеология – выраженное в обобщенной теоретической форме политическое сознание опре-деленных индивидов, социальных групп; совокупность идей политического характера, на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения.
Политическая идеология – неотъемлемая составная часть политической системы общества. Она образует его политико-идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы невозможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые черты.
Какова роль политической идеологии в политической системе общества? Эта роль неоднозначна. Дело в том, что общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиоз-ных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу политиче-ские идеологии представляют собой коллективную политическую мысль групп, партий, наций, народа.
В демократической политической системе может одновременно сосуществовать несколько политических идеологий, и это нормальное явление. Для тоталитарного общества характерно наличие лишь одной поли-тической идеологии.
Идеология помогает каждой заинтересованной группе не только теоретически обосновать свой интерес, но и сформулировать политические цели и идеалы, наметить пути их достижения, разработать стратегию и тактику политического курса в виде конкретной политической программы действий.
По мнению испанского политолога Л.Санистебана, политические идеологии имеют две функции: познавательную (описание и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в собственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание иногда не соответствует политической действительности, и в этом проявляется различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией – определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идеологами.
В свою очередь, политическая оппозиция имеет свой интерес к смене существующей элиты и замене ее новой, как правило, с помощью собственной политической идеологии.
В рамках одной политической партии идеология выполняет интегративную функцию, объединяя и спла-чивая членов данной партии. В масштабах всего общества идеологии разделяют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежевания. Главная же их функция – это либо оправдание существующей политической системы общества, либо требование ее изменения.
Любая партия, получив доступ к власти, стремится распространить свою идеологию на всех членов обще-ства, используя систему образования и культуры, средства массовой информации, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет мобилизующую функцию.
Политическая идеология – обязательный компонент политической культуры общества, и в этом проявля-ется ее культурно-воспитательная функция.
Основные идеологии современности – либерализм, консерватизм и социал-демократия.

54. Либерализм
Основные политические идеологии современности окончательно сложились к середине XIX в., хотя истоки их следует относить к эпохе Просвещения. Большой вклад в развитие идей либерализма внесли такие выдающиеся мыслители, как Дж.Локк, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, И.Кант, Т.Джефферсон, Дж.Мэдисон, Ж.Руссо и др. Основателем классического либерализма считается Дж.Локк (1632–1704).
Несмотря на различия идей и концепций разных авторов, подходов в изложении либеральных ценностей, можно выделить несколько основополагающих, ведущих идей и принципов классического либерализма. Прежде всего, это индивидуализм, самоценность личности, независимость ее прав и свобод. Далее следует частная собственность как основа индивидуальной свободы и независимости граждан от общества. Только обладание собственностью ведет к истинной независимости и формирует индивидуализм. Свободные личности создают общество, а общество – государство. Согласно теории классического либерализма общество первично, а государство – вторично, и возникает оно на основе теории "общественного договора". Соответственно роль государства минимизировалась и сводилась к концепции "государства – ночного сторожа". Отсюда вытекала недостаточная разработанность функций государства в области экономики и социальной жизни.
Важным достижением либерализма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и проти-вовесов различных ветвей власти (Дж.Локк, Ш.Монтескье), а также идеи равенства граждан, но не соци-ально-экономического, а правового, то есть равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали но-вую основу для теории правового государства.
В области экономической жизни сторонники либерализма отстаивали идеи свободного рынка, конкурен-ции и частного предпринимательства, свободу от вмешательства государства в экономическую частную жизнь граждан.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что все либеральные ценности тесно увязаны и обуслов-ливают друг друга, но все же приоритет в их иерархии отдается свободе в разных областях – в экономике, политике, духовной жизни. Само название либерализма происходит от латинского "liberalis", что означает свободный.
Либерализм XIX в. стал идеологией буржуазии, которая хотела получить полную свободу действий в эко-номической области и одновременно с помощью государства закрепить свое политическое господство.
Следует заметить, что либеральная идеология сыграла свою положительную роль в становлении демокра-тии в развитых странах Запада. Либерализм и демократия развивались здесь, взаимодополняя друг друга. Первой партией, опиравшейся в своей практической деятельности на идеи либерализма, была партия вигов (либералов) в Великобритании. В США такой партией стала Демократическая.
Эволюция либерализма
В конце XIX–начале XX в. представители либеральных течений начали ощущать кризис идей классиче-ского либерализма, связанный с обострением общественных противоречий и распространением социали-стических идей. В этих условиях появились новые течения в либерализме – "социальный либерализм" и "консервативный либерализм". В "социальном либерализме" основные идеи сводились к тому, что на гос-ударство возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев общества. Это должно было смягчить конфликт между трудом и капиталом. То есть у государства появились социальные функ-ции. "Консервативный либерализм", напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства.
Неолиберализм
В ходе дальнейшей эволюции идеи либерализма постепенно трансформировались в неолиберализм, вклю-чавший основные ценности: свободу, равенство, братство, справедливость, человеческое достоинство; признание права на собственность, рыночное хозяйство, свободу частного предпринимательства. Но глав-ное, в чем отличались неолибералы от своих предшественников, заключалось в их отношении к государ-ству. Неолибералы не отрицали необходимость участия государства в экономической, социальной и ду-ховной сферах жизни общества, в то же время они говорили об ограничении этого вмешательства.
Значение идеологии либерализма
Либерализм сыграл свою положительную роль в возникновении и развитии демократии, в утверждении общечеловеческих ценностей в обществе. Идеи либерализма обогатили другие современные идеологии – консерватизм и социал-демократию. Однако политических партий, базирующихся только на идеях либе-рализма, осталось очень мало. Они утратили свои былые позиции, хотя по-прежнему сохраняются в со-временной политической жизни многих государств. Так, в Европарламенте, насчитывающем 526 депута-тов, либералы имеют в течение последних десяти лет неизменное количество (42–43) мест. Партия либералов сохранилась в Великобритании, в Германии она называется Свободной демократической партией, существуют Итальянская либеральная партия, Либеральная партия Швейцарии, Народная партия Швеции и др.
По существу, современный либерализм занимает промежуточное положение между неоконсерватизмом и социал-демократией, помогая партиям данной ориентации приходить к власти, создавая с ними коалиции.
55. Консерватизм
Основополагающие идеи и ценности консерватизма
По сравнению с либерализмом идеология консерватизма возникла несколько позднее, в конце XVIII в., как реакция на Великую французскую революцию. Родоначальниками консерватизма считаются английский консерватор Э.Бёрк и французские мыслители Ж. Де Местр и Л. де Бональд.
В "Размышлениях о революции во Франции" Э. Бёрк сформулировал основные ценности консерватизма, которые были противопоставлены им либеральным идеям. Во-первых, он выступил с критикой идеи есте-ственных прав и свобод личности, индивидуализма. Во-вторых, показал, что государство создается не гражданами, а представляет собой продукт эволюционного развития общества. Главное же в его идеях – это взгляд на общество как на целостную органическую систему, где первенство отдается сложившимся структурам и ценностям. Никакие реформы нельзя начинать с разрушения существующих политических институтов. Надо реформировать эти институты постепенно и осторожно, в рамках существующих в дан-ном обществе традиций.
Особое внимание Э.Бёрк уделял сохранению традиций в обществе. В его представлении традиция – это бережное отношение и развитие всего ценного, что было накоплено в прошлой истории тем или иным народом. Традиции не должны разрушаться, они должны передаваться будущим поколениям. В этом смысле главную функцию государства Э.Бёрк видел в охране порядка, закона, традиций в обществе. Со-хранение традиций включало в себя также защиту моральных устоев общества и религии. В целом взгляды консерваторов отражают необходимость сохранения жизнеспособных традиций и ценностей, без которых не может быть будущего.
Консерватизм был идейно-политическим течением, отражавшим первоначально интересы дворянства, которое боролось за сохранение своих привилегий с нарождающейся и крепнущей буржуазией. Затем он стал выражать интересы аристократической части буржуазии. Позднее консерватизм стали поддерживать средние и мелкие предприниматели, которые боялись будущего из-за его неопределенности.
Эволюция консерватизма
Сравнительно недавно (70–80-е годы) идеи консерватизма эволюционировали в сторону его трансформа-ции в неоконсерватизм. Это было как ответная реакция на изменения в либерализме и социализме. Вообще консерватизм проявил свою исключительную способность приспосабливаться к изменениям в общественной жизни. Неоконсерваторы уловили настроения широких масс, требующих перемен в области экономики, социальной жизни, и предложили свои программы борьбы с инфляцией, безработицей, выхода из кризиса.
Идеи и принципы неоконсерватизма
Подъем неоконсервативной волны связан с пересмотром основных положений классического консерва-тизма и принятием новых программ консервативными партиями ведущих стран с рыночной экономикой, включающих конкретные меры по выходу этих стран из экономического кризиса, по подъему экономики. М.Тэтчер, Р.Рейган успешно реализовали в своих программах идеи неоконсерватизма. Эти идеи сводились к тому, что экономика свободного рынка должна быть свободна от государственного вмешательства, правительственного контроля. Свобода предпринимательства не должна ничем ограничиваться. Они выступили против национализированных отраслей экономики, против государственной собственности, за сокращение государственных расходов. С помощью налоговой системы проводилось содействие мелкому и среднему бизнесу. Роль профсоюзов ограничивалась. В итоге М.Тэтчер и Р.Рейган не только вывели свои страны из кризиса, но и способствовали экономическому подъему в них.
Защита права собственности есть один из основных принципов неоконсерватизма, как и классического консерватизма. Из всех прав и свобод главным считается именно это право. Что касается равенства и сво-боды, то консерваторы исключают идею социального равенства, считают его несовместимым с понятием свободы, отстаивают в своих трудах неизбежность неравенства. Но они не исключают в то же время ра-венство возможностей.
В области духовной жизни неоконсерваторы взамен роста вседозволенности, разрушения семейных тра-диций предлагают идеи укрепления порядка и дисциплины, культ нравственности, семьи, культурных ценностей. Опору они ищут в религии, национальной и патриотической идее. А государство призвано защищать не только закон, но и мораль. Эти идеи находят поддержку у населения.
В отношении глобальных проблем современности: научно-технического прогресса, проблем экологии и других – неоконсерваторы проявляют здравый смысл, прагматизм, занимаются их решением, но постепенно и с осторожностью.
При сопоставлении интересов государства и личности на первое место неоконсерваторы ставят интересы государства, которое призвано защищать права и свободы индивида. Государство должно быть сильным, только в этом случае оно сможет поддерживать стабильность в обществе на основе законности и правопо-рядка.
Что касается отношения к демократии, то неоконсерваторы связывают ее лишь с наличием свободного рынка и свободной конкуренции. В политической сфере они предлагают идею органического сочетания демократии и элитизма, считая элиты одним из условий успешного функционирования демократии.
Конечно, неоконсерватизм не стал "панацеей от всех бед", но он дал относительно целостную программу жизнедеятельности в условиях постиндустриального общества, позаимствовав многие идеи у либерализма и даже социализма.
К крупным политическим партиям, придерживающимся неоконсервативной ориентации, относятся Кон-сервативная партия Великобритании, Республиканская партия США и другие.
56. Социал-демократия
Марксизм. Социализм в качестве течения общественно-политической мысли утвердился, как и другие идеологии, в середине XIX в., хотя предпосылки его были подготовлены идеями социалистов-утопистов еще в XVI–XVIII вв. Теоретическое обоснование социализма осуществили К.Маркс и Ф.Энгельс в условиях обострения всех противоречий капитализма. Основными политическими идеями марксизма являются: классовая борьба как движущая сила развития общества и обоснование ведущей роли рабочего класса в этой борьбе; победа пролетариата в борьбе против буржуазии в ходе пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата; слом старой буржуазной государственной машины и создание нового государства; средства производства принадлежат всему обществу; постепенное отмирание классов и установление общества без классов и без государства, то есть коммунизма.
Слабыми сторонами марксистского учения стали: выдвижение на первый план классовых (коллективных) интересов в ущерб развитию индивидуализма, подчинение личных интересов общественным; отведение чрезмерной роли государству в установлении принципов социального равенства и справедливости и др.
Социал-реформистское течение в марксизме.
В конце XIX – начале XX в. под влиянием изменяющейся социальной действительности марксизм раско-лолся на два течения – ленинизм и социал-реформизм.
Осуществление на практике марксистско-ленинских идей в бывшем СССР и ряде стран Восточной Европы показало, что эти страны в итоге построили тоталитарные общества "равенства в бедности", значительно отстав по уровню жизни от ведущих капиталистических стран. Не вдаваясь подробно в причины этого, отметим, что идеи марксизма были сильно подорваны не только в бывшем СССР, но и во всем мире. Коммунистические партии вынуждены были во многом пересмотреть свои идеологические установки.
Социал-реформистское направление в марксизме возглавили Э.Бернштейн, К.Каутский, А.Бебель и др. Они поставили под сомнение некоторые постулаты марксизма в связи с тем, что предсказания К.Маркса и Ф.Энгельса о грядущей пролетарской революции не соответствовали реальной экономической и полити-ческой действительности. Развитие капитализма свидетельствовало скорее о его стабилизации, чем о кри-зисе.
Социал-реформисты видели свою задачу в том, чтобы социалистическое переустройство общества осу-ществлялось постепенно, эволюционно, без революций и потрясений, путем социализации частной соб-ственности, демократизации политических институтов, расширения политических прав трудящихся. Именно эти моменты легли в основу концепции "демократического социализма", ставшей идеологической и политической доктриной современной социал-демократии. Социал-реформизм стал принципом ее политической деятельности.
Социал-демократическое движение пережило несколько кризисов – в 1914 г., в 30-е годы. А в послевоен-ный период значительно укрепило свои позиции, чему способствовали два обстоятельства: во-первых, резко возросло стремление народных масс к справедливости; во-вторых, появилась потребность экономики в более основательном государственном вмешательстве.
Современная социал-демократическая идеология
В послевоенное время социал-демократы отстаивали идеи демократического, правового и социального государства, которые вошли в конституции ряда европейских стран (Германия и др.), где социал-демократические партии оказались очень влиятельными.
Позиции социал-демократов были сильны в Западной Европе в 60–70-е годы. Они выступали за усиление роли государства в экономике, социальной жизни, охране окружающей среды и культуре.
В области организации экономической жизни социал-демократы считали, что государство в условиях де-мократии способно осуществить постепенное преобразование общественных структур в направлении де-мократического социализма. Государство должно реализовать функции регулирования экономики, забо-титься о материальном благосостоянии граждан, предоставлять нуждающимся медицинскую помощь, обеспечивать высокий уровень пособий по безработице, а также другие формы социального обеспечения.
В тех странах, где социал-демократы были у власти (Швеция, Великобритания 70-х годов), они национа-лизировали некоторые отрасли экономики – транспорт, телекоммуникации, ряд отраслей тяжелой инду-стрии. Шведская социал-демократия использовала налоговую политику для перераспределения доходов, государственного регулирования занятости, решения вопросов цен и заработков посредством компромис-сов "социальных партнеров". Но даже в Швеции общество зашло в тупик. И социал-демократы уступили место неоконсерваторам.
В конце 80-х годов была выработана обновленная социал-демократическая концепция государства. В ней в качестве основных задач демократического государства выдвигались гарантии и соблюдение основных прав и свобод граждан, осуществление демократии и социальной справедливости в обществе, контроль со стороны граждан над государством. В итоге гражданское общество должно было развиваться в наиболее благоприятных условиях.
В политической сфере социал-демократы руководствуются идеями правового государства и представи-тельной (парламентской) демократии, которая дополняется непосредственным волеизъявлением граждан.
В области культуры выдвигается идея новой культуры совместной жизни и совместных действий, а демо-кратическое, правовое и социальное государство видится как составная часть этой новой культуры. Куль-тура в представлении социал-демократов также относится к компетенции государства, однако государство должно лишь обеспечивать культурное многообразие (но не мелочно опекать культуру), давая простор для развития.
Обновленная социал-демократическая модель государства предполагает сокращение государственного вмешательства в экономику, усиление роли рынка, решение экологических проблем.
Современная программа социал-демократов свидетельствует о том, что ими заимствуются некоторые идеи из других политических идеологий – неолиберализма и неоконсерватизма. Программа приспосабливается к изменяющейся реальности. В итоге социал-демократы сегодня признали идею свободного рынка, а неоконсерваторы – необходимость некоторого регулирования рынка со стороны государства.
Социал-демократические партии широко распространены в Европе, так как именно здесь зародились ос-новные идеи социализма. В США социалистические идеи не получили поддержки в обществе, в итоге левые партии оказались очень слабыми. В Европе весьма влиятельными являются социал-демократы Германии, Австрии, Швеции и др.
Первоначально социалистические и социал-демократические партии должны были отражать интересы рабочего класса и всех трудящихся. Сегодня социальная база социал-демократов значительно расширилась, они прочно занимают места в парламентах своих стран, а также в Европарламенте. В России социал-демократическое движение еще не нашло себя.
Значение идей социализма
Значение идей социализма трудно переоценить. Именно социализм выступил в защиту людей труда, попытался внести социальные аспекты во все сферы жизни общества, отстоять возвышенный взгляд на человека.

57. Процесс. Политический процесс. Частные политические процессы. Общий поли-тический процесс.
Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает: динамическое, развивающееся состояние ка-кого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконеч-но, как бесконечна сама Вселенная); ‚ совокупность последовательных действий для достижения опреде-ленного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает ре-альное и постоянное состояние природы и общества.
Политический процесс – это совокупность действий и неинституциализированных субъектов по осуществлению совокупности специфических функций (дисфункций) в сфере власти; это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики; совокупная деятельность всех субъектов политики, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием полит. с-мы, использованием полит. гос-венной власти. Посредством которых осуществляется управление обществом.
Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности полит. процессов выделяются две группы – общие и частные. Полит. Про-цессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержа¬нием, фор-мами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть ор-ганизовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политичес¬ких процессов. Однако сразу отметим, что эти две группы про¬цессов тесно связаны между собой. Более того, частные полити¬ческие процессы могут оказывать суще-ственное влияние на со¬держание, формы и скорость протекания общего политического процесса.
Итак, общий политический процесс охватывает все общество и ведет к существенному изменению или даже к смене состояния его политической системы.
Частные политические процессы — это различные, исклю¬чительно многочисленные формы политической актив-ности общества, направленные на реализацию определенных полити¬ческих целей, не затрагивающих состояние политической си¬стемы общества в целом. Соответственно частные политичес¬кие процессы проявляются в испол-нении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по уп¬равлению обществом). Эти процессы также отражают различ¬ные пути презентации различными политическими партия¬ми, обществен-ными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и. т.д.). К частным политическим процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Про¬цессы могут протекать на государственном уровне, в регио¬не, городе, деревне, внутри разных социально-демографи¬ческих групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в по¬литических партиях и т.д. Несмотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализа¬ция не ведет к существенным изменениям политической сис¬темы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене мо¬нархии республикой и др.
58. Понятие “общий политический процесс”. Характ-ки, формы, современные тен-денции.
Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к существенному изменению или даже к смене состояния его политической системы.
В совокупности протекающих в обществе политических про¬цессов исследователи выделяют форму, кото-рая отражает дви¬жение политической системы в целом, смену ее состояний, зат¬рагивающую все об-щество. Речь идет о процессе политического развития государства. Сразу отметим, что общий политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличает¬ся от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.
Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис.
Очевидно, что с развитием общества меняется соотношение форм общего политического процесса, меня-ются тенденции. В частности, с уверенностью можно сказать, что политическая революция все более ста-новится угасающей закономерностью в политической жизни общества. Тот факт, что революция как фор-ма общего политического процесса в современном мире становится все более редким явлением, имеет свои причины.
Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни – нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается диапазон использования насилия для достижения политических целей. Внутри стран и в международной жизни происходит демократизация политических институтов. В рамках общего политического процесса все шире применяются механизм согласования интересов различных социальных слоев общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. В этом отношении примечателен, например, такой факт из практики ООН: на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи данной организации с помощью консенсуса и единогласно было принято 35% резолюций, а на 40-й сессии – уже 70%.
59. Сравнительный анализ эволюционной и революционной форм политического процесса
Общий пол процесс протекает в 3 формах-эволюция,  революция, кризис. Эволюция- основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения  пол системы страны. Идет  простое  воспроизводство  правящими властными  структурами сложившихся отношений между властвующей элитой и  электоратом, пол партиями и т.д.  В этих условиях все  попытки пол нововведений отступают на второй план в сравнении с установившимися традициями и преемственностью в пол жизни. Общий пол процесс часто выражается в качественных и количественных изменениях пол системы. Эволюционный процесс позволяет решать пол проблемы по мере их возникновения, и позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело. 
Сущность революционной формы развития общего  политического процесса  означает коренной поворот в жизни общества, в ходе которой происходит смена гос. власти и господствующих форм собственности. Пол. Революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит резкое разруше-ние всех пол. органов. Как правило многочисленные жертвы, гибель миллионов людей.

60. Политический кризис
Наконец, третьим состоянием (формой) общего политического процесса является политический кризис. Его главный показатель – потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью дея-тельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат в области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение ре-форм в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции полити-ческие кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя, однако это драматические периоды в судьбах общества.

0